Консультация для родителей.
Тема:
«Как дошкольник становится школьником?»
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто:
поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в
первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и
такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в
школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не
внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок
относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он
выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые
для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет
младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального
школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и,
главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном
развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе,
учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция
школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это
особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное
дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое,
становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина
работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты
имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали
работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к
тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То,
что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит
всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень
приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо
стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в
классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает
товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий
эталон "ученика", на которого остается только молиться учителям и
родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее
"чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно
явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в
соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного
портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет
воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не
болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не
отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или
маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать
взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ
учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть внимательным,
не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед
лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения. Она
сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом
рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания,
действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но
одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать
то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и
представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и
соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не
обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих
сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить
в портрет, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты,
последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и
закончить, если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и
произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к
самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в
разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления природы, и к
тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и
посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к
"идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином
отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция
школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во
всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает,
что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это
легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать:
"Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым,
хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад -
место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь
ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты
чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты
старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей
много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать,
слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь
заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы
несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время
как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные занятия, неожиданный
подход к тому или иному делу, могут
сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все
возможные двери.
Консультация для воспитателей
Дидактические игры по изо деятельности
для старших
дошкольников
1.
«Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия
«теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти,
используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных
сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные
карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила
игры: внимательно
рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее,
изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой
гаммы.
Игровые
действия:
изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование
нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие
задания:
A) нарисуй
«теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые
цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто
играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет,
фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть
незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета
(зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка,
ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки
правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила
игры: взять
по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив
фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок,
а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые
действия: угадывание
«хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
3.
«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову,
используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным
овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия
детей: на
листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
4.
«Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом
круге.
Игровые
задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками
основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками
основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между
ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый,
салатовый, коричневый и др.
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки,
аудиозапись «Мельница».
5.
«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»
Цель: закрепить представления детей
о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов,
написанные в тёплой и холодной гамме.
Описание
игры: Найти
картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по
группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
6.«ПОДБЕРИ
КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес
детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты
природы.
Материал: картинки с изображением
пейзажа, цветные полоски.
Описание
игры: каждый
играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски
к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
7.«ОПРЕДЕЛИ
И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»
Цель: уточнить представления детей о
разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание
игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на
картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или
только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2
вариант. У каждого
ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет
или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки,
используя репродукции картин.
8.«ВЫСТАВКА
КАРТИН»
Цель: учить распознавать детей жанры
живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.
Материал: репродукции картин.
Описание
игры: воспитатель
поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру,
оформить выставку.
9.«СОСТАВЬ
НАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанре
натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному
сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с
изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные
предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание
игры: воспитатель
предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить
композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
10 «
ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать
внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при
восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание
игры: раздать
детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово,
например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные
квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например:
радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам
радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые
педагогом.
Консультация для родителей.
Как предупредить весенний авитаминоз.
Солнечные лучики
согревают воздух уже совсем по-весеннему. Казалось бы – живи и радуйся! Однако
голову от подушки оторвать становится все тяжелее и тяжелее, да и сил не
остается почти ни на что. Знакомая картина? Знакомьтесь – его величество
Авитаминоз. И, к огромному сожалению, авитаминоз в весенний период у детей –
явление не менее распространенное, чем у взрослых.
И это дело ни в
коем случае недопустимо пускать на самотек, не придавая проблеме особого
значения. Ведь детский организм интенсивно растет, а значит и витамины ему
нужны постоянно. А недостаток витаминов, минералов и микроэлементов весьма
негативно сказывается на развитии ребенка и на работе всех органов и систем его
организма. И сложно предугадать, какими осложнениями для вашего крохи может
обернуться авитаминоз.
Врачи советуют
родителям немедленно бить тревогу в том случае, если они обнаружат у ребенка
такие проблемы, как:
1.
Повышенная
утомляемость ребенка. Внимательные родители обязательно заметят, что
ребенок стал быстро утомляться, все время норовит прилечь. У детей постарше
могут начаться проблемы с успеваемостью в школе, рассеянность внимания,
ухудшение памяти.
2.
Нарушения
сна. Авитаминоз может дать о себе знать нарушениями сна. У одних детей
может наблюдаться повышенная сонливость, у других – бессонница.
3.
Проблемы с
деснами. Еще одним весьма достоверным признаком авитаминоза зачастую
становятся кровоточащие десны. Причем в тяжелых случаях кровь остается не
только на зубной щетке, но и даже на мягкой пище. В этом случае родители должны
как можно быстрее обратиться за медицинской помощью.
4.
Простудные
заболевания. В том случае, если ребенок начинает часто болеть простудными
заболеваниями, родители также должны задуматься о возможности авитаминоза. К
сожалению, очень часто болезненность ребенка родители списывают на ослабленный
иммунитет. И никто не связывает эти два понятия – авитаминоз и ослабленный
иммунитет – между собой. И очень зря. Кстати говоря – именно недостаток
витамина С и приводит к снижению работы иммунной системы.
5.
Некоторые другие
заболевания. В том случае, если в организме ребенка не хватает витаминов
группы В, возможно развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы,
поджелудочной железы, нервной системы, конъюнктивита. И точно установить
причину, которая спровоцировала развитие этих заболеваний, практически
невозможно. Поэтому гораздо разумнее стараться предотвратить авитаминоз, чем
потом лечить его последствия.
6.
Малый вес и рост
ребенка. Конечно же, природные и наследственные факторы играют огромную
роль. Но в том случае, если ваш ребенок чрезмерно медленно набирает вес или
растет, обязательно задумайтесь – а нет ли у крохи авитаминоза?
И помните о том,
что в весеннее время проблема авитаминоза стоит особенно остро. Поэтому и
проявления могут развиться крайне быстро. Позаботьтесь о профилактике
авитаминоза своевременно. Причем и про всю остальную семью забывать также не
стоит.
Витаминно-минеральные
комплексы.
Конечно же,
решение этой проблемы есть, и оно совсем рядом. Современная фармакология
предлагает многообразие самых различных витаминных комплексов. В принципе,
витаминно-минеральные комплексы стали доступными людям относительно недавно –
примерно 50 лет назад. Именно этим и оперируют противники фармакологических витаминных
препаратов: «ведь жили же раньше люди без витаминов, и ничего! И такого слова,
как авитаминоз, не было в арсенале медиков тех времен априори».
И действительно –
понятия «авитаминоз» не было. Зато была такая страшная болезнь, как цинга.
Обязательными спутниками подобного заболевания были сильнейший упадок сил,
вялость, потеря зубов, различные массовые кровотечения, а как печальный итог –
смерть человека. А ведь цинга есть не что иное, как последняя стадия
авитаминоза.
Поэтому не стоит
отвергать достижения современной фармакологии. Однако в другую крайность
впадать также не стоит – витамины не конфетки, и есть их бесконтрольно ни в
коем случае нельзя. Передозировка витаминов не менее опасна для детского
организма, чем его нехватка. Все витаминно-минеральные комплексы ребенку должен
назначать его лечащий врач – педиатр, который осведомлен о состоянии здоровья
ребенка и его индивидуальных особенностях организма.
Правильный рацион
питания.
Однако
витаминно-минеральные комплексы – это не единственная панацея. Очень важно
правильно сбалансировать рацион питания ребенка. Весной он должен быть обогащен продуктами,
которые в большом количестве содержат витамины и микроэлементами, так
необходимые малышу. Детские врачи-диетологи советуют обратить особо пристальное
внимание на меню малыша.
Молочные продукты
должны составлять не менее 40% всего рациона питания крохи. Причем актуальны
все молочные продукты – молоко, кефир, ряженка, сметана, йогурты. Разумеется,
следует отдать предпочтение продуктам, не содержащим искусственных красителей.
В молоке содержится большое количество кальция, который способствует усвоению
всех остальных витаминов.
Также необходимо
следить за тем, чтобы в рационе питания малыша было достаточное количество
животного белка. Он просто необходим для полноценного развития ребенка и
функционирования его организма. Но не забывайте о том, что все мясные блюда для
ребенка должны проходить тщательную термическую обработку.
Кладовые природы.
Очень многие
родители, опасаясь развития у ребенка авитаминоза, стараются покупать ему как
можно больше различных овощей и фруктов. Конечно же, это весьма похвально. Но
решить проблему того, как предупредить весенний авитаминоз, таким способом вряд
ли удастся. Ведь к весеннему периоду в привозных фруктах и овощах практически
не остается никаких витаминов. Поэтому ничего полезного, кроме клетчатки,
ребенок не получит.
И вот тут самое-то
время вспомнить о том, что нам может предложить природа. Зачастую народные
способы того, как предупредить весенний авитаминоз у детей, гораздо
эффективнее, чем импортные фрукты и самые дорогие поливитаминные комплексы.
- Всевозможные сухофрукты
Все сухофрукты
очень богаты такими витаминами, как А, В1, В2, В3, В5, В6. Да и минеральных
элементов также достаточно много – это и натрий, и фосфор, и магний, и кальций,
и железо. Сухофрукты достаточно сладкие, поэтому их любят практически все дети
без исключения. Вряд ли у вас возникнет проблема с тем, как заставить ребенка
есть сухофрукты.
Кстати говоря,
обратите особое внимание на сами сухофрукты. В продаже можно найти два вида
сухофруктов – высушенные промышленным способом и в домашних условиях. Конечно
же, вторые стоят гораздо дороже, но и витаминов в них намного больше. Поэтому
постарайтесь покупать именно их, если, конечно же, позволяет ваш бюджет. Ведь
здоровье ребенка – это явно не тот пункт, на котором стоит экономить семейный
бюджет.
Ребенок может
кушать сухофрукты просто так, но гораздо разумнее приготовить ему витаминную
смесь. Готовится она следующим образом: возьмите равные части чернослива,
изюма, инжира и кураги. Пропустите их через мясорубку, добавьте такие же равные
доли меда и лимона. Смесь тщательно перемешайте и поместите в стеклянную
емкость, которую нужно хранить в холодильнике.
В том случае, если
ребенок склонен к частым простудным заболеваниям, к получившейся витаминной
смеси можно добавить либо одну часть листьев алоэ, либо одну ампулу экстракта
алоэ. Смесь можно давать ребенку просто ложками, а можно намазывать на хлеб или
печенье – эффект будет одинаковым. В день ребенок должен съедать витаминную
смесь из расчета одна чайная ложка на каждые десять килограмм веса.
- Сырая свекла и морская капуста
Практически
бесценными источниками йода для ребенка могут стать морская капуста и сырая
свекла. Конечно же, эти продукты имеют весьма своеобразный вкус, и заставить
съесть маленького ребенка подобный салат может оказаться задачей сложной.
Однако можно все же попробовать. Да и для взрослых детей этот вариант может
оказаться оптимальным.
- Корень сельдерея
Сельдерей – вообще
незаменимый помощник родителей в борьбе с авитаминозом. В нем содержится
огромное количество калия и железа. Кроме того, он обладает еще одной приятной
особенностью – приятным вкусом. Несмотря на то, что чаще всего дети не любят
какие-либо приправы, блюда из корня сельдерея всегда пользуются у них
повышенным спросом.
Причем в ход можно
пустить абсолютно все – корень сельдерея, пропущенный через мясорубку, сок
сельдерея. Вы можете добавлять сельдерей в первые и вторые блюда детского меню
в неограниченных количествах. В данной ситуации опасаться переизбытка витаминов
не стоит – все излишки покинут организм малыша без каких-либо негативных
последствий.
- Шиповник
Шиповник в народе
называют «кладезю» витаминов неспроста – в нем содержатся такие витамины, как
P, K, E, B2 , и C. Кроме того, в шиповнике в больших количествах содержатся эфирные масла, лимонная и яблочная кислоты и каротин. И,
конечно же, в шиповнике содержится огромное количество незаменимого витамина С
– в 30 раз больше, чем в лимоне.
Конечно же, в
весеннее время свежий шиповник не найти, но практически в любой аптеке можно
купить сухие плоды. Вы можете заваривать шиповник как чай, а можете варить из
него отвары – и ваш ребенок наверняка получит все необходимые ему витамины.
Если вы завариваете шиповник как простой чай, то просто измельчите его и
поместите в заварной чайник, словно обычную заварку.
Если же вы решили
приготовить отвар, это также не займет много времени. Поместите в эмалированную
посуду 5 столовых ложек сухих плодов шиповника, залейте их одним литром воды и
доведите до кипения. После этого огонь уменьшите, накройте кастрюлю крышкой и кипятите на протяжении 30 минут.
Учитывая, что отвар готовится для ребенка, обязательно добавьте туда 5 столовых
ложек сахара.
В том случае, если
отвар шиповника предназначен для детей более старшего возраста, сахар можно
заменить медом. Разумеется, в том случае, если у ребенка нет аллергических
реакций на мед. Готовый отвар оберните махровым полотенцем и оставьте
настаиваться на несколько часов. После этого процедите отвар при помощи
марлевой ткани.
- Рябина
Также ни в коем
случае нельзя забывать о такой полезной ягоде, как рябина. В принципе, сушеные
плоды рябины можно найти в аптеках, но это не так уж просто. Поэтому о
заготовке рябины стоит подумать еще зимой. Сушится она очень просто –
достаточно разложить плоды рябины на ровную поверхность в сухом и темном месте.
Примерно за неделю ягоды рябины высохнут.
В ягодах рябины
содержится огромное количество каротина – больше чем в моркови. Да и витаминов
группы В там очень и очень много. Из рябины также готовятся как чаи, так и
отвары. Рецепт приготовления точно такой же, как и отвара шиповника. Но
обратите внимание – отвар рябины можно готовить только для детей старше семи
лет. Кроме того, не стоит давать отвар рябины детям, страдающим от каких- либо
заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Однако помните о
том, не стоит принимать поливитаминные комплексы и витаминные отвары
одновременно, без согласия и одобрения врача. В противном случае возможен
переизбыток тех или иных витаминов. Будьте здоровы и радуйтесь весне!
Спасибо за консультации!
ОтветитьУдалить