Методическая разработка образовательной деятельности с детьми


Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119

620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, д.19,
e-mail: madou-119@mail.ru;  тел. 8 (343) 223-33-2





Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте).
Тема: «Путешествие в страну Буквалэнд».
(подготовительная группа)










Подготовила воспитатель:
1 квалификационной категории
Колодникова Нинель Александровна









Екатеринбург, 2019




Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте).

Тема: «Путешествие в страну Буквалэнд» (подготовительная группа).

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова;  делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове; составлять предложение по схеме.

Задачи:
Обучающая задача: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
 Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
        Картинки: сова, лиса, собака, ананас, аист ;
        Мультимедийная система;
        2 мольберта;
        Мультимедийная презентация;
Раздаточный материал:
        Карандаш простой;
        Цветные карандаши;
        Индивидуальные схемы.

Место проведения: группа.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас занятие по развитию речи. И чтобы вспомнить, что на занятиях мы отвечаем полными, красивыми ответами послушайте стихотворение.
       Говорим всегда красиво,
       Смело и неторопливо.
       Ясно, четко говорим
       Потому, что не спешим.
Воспитатель: а сейчас пусть ваши язычки немножко поработают.
       У нас во рту живёт язык,
        К словам знакомым он привык.
       Легко сказать, ему: вода,
       Утёнок, небо, нет и да.
       Но пусть он скажет: черепаха.
       Не задрожит ли он от страха?

Дети: Черепаха.

Воспитатель: Пусть повторит за мной язык
                       Такое слово: боровик.

Дети: Боровик.

Воспитатель: А теперь наш язычок
                      Скажет: чики-чики-чок.

Дети: Чики-чики-чок.

Воспитатель: Скажем вместе: са-са-са,
                        К нам летит сюда оса.

Дети: са-са-са, к нам летит сюда оса.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно поработали.
А теперь ребята, послушайте скороговорку и скажите какой звук встречается в ней чаще всего?
Ест кискa суп из миски.
Сытa кискa, пустa мискa.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Звук «С». Он обозначается буквой «ЭС» (показать картинку с буквой «С»).
Давайте дадим звуку «С» характеристику. Какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Звук «С» согласный, твердый, глухой.
·     Ребята, звук «С» приглашает нас на прогулку по его городу. Но этот город необычный, вы не найдёте его на карте. – Согласны? (ответы детей)
·     В этот город мы поедем с вами на паровозике. Я буду первым вагончиком, а вы вставайте за мной. Приготовились?  Итак, мы отправляемся с вами в город Буквалэнд.
(Под музыку «Паровоз Букашка» проходим к телевизору на коврик)

Воспитатель: мы прибыли в город БУКВАЛЭНД. (1 слайд)

Воспитатель: Как вы думает, кто жители этого города?

Ответы детей.

Воспитатель: Но попасть в этот город можно, только вспомнив, чем же отличаются буквы от звуков.  Давайте вспомним все вместе: (2 слайд)

Воспитатель: Правильно. Молодцы ребята!
Ребята, в этом городе есть улицы. На одной из них мы и находимся. Это улица Звуков. (слайд 3)
Игра «Воздушные шары». (На столике перед мольбертом разложены картинки с изображением: СОВА, ЛИСА, СОБАКА, АНАНАС, АИСТ.  На мольберте воздушные шары со звуковыми схемами).
Воспитатель: Посмотрите, как будто кто-то рассыпал по всей улице игрушки. На мольберте вы видите воздушные шары. Наверное, игрушки попали сюда на этих воздушных шарах. Найдём для каждой игрушки воздушный шар, на котором она спустилась.
·        Для начала нам нужно вспомнить какие бывают звуки и как они обозначаются. (Звуки бывают Гласные и Согласные).

Ответы детей.

Воспитатель: а что мы обозначаем красными, синими, зелеными цветом? (Показывать карточки)

Ответы детей.
Воспитатель: Всё верно, молодцы. Ну что же, давайте найдем каждой игрушке её воздушный шар.
(Вызвать 5 детей)
 Воспитатель: выберите себе понравившуюся игрушку, тихо произнесите её название, определите порядок звуков и их количество в этом слове. Найдите воздушный шар с соответствующей звуковой схемой и прикрепите игрушку к карзине Воздушного шара. (Можно работать в паре)
Воспитатель: Замечательно. Ребята давайте проверим все ли игрушки на своих местах. Если всё верно – похлопайте в ладоши. Если увидели ошибку – потопайте ногами. (Если есть ошибки, разобрать всем вместе).
Воспитатель: Ребята какой согласный звук встречается во всех этих словах. (Во всех названиях есть звук «С»).
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями. А теперь звук «С» предлагает нам отправиться дальше в путь. Прошу занять места, наш паровозик отправляется на следующую остановку.
(Звучить музыка «Паравозик Чух Чух» остановка ПОМЕСТАМШАГАЛКИНО.  Садимся за столы)
Воспитатель: Мы с вами прибыли на следующую остановку «Слышим и пишем».
Один воздушный шар остался у нас пустой (картинка на доске). Потерялась игрушка. Давайте узнаем, что же это была за игрушка.

(На мольберте схема. У детей на столах индивидуальные схемы).









Воспитатель: На ваших столах есть такие схемы. Нам понадобится карандаш. Я сейчас буду называть слова. Вы внимательно слушаете их, и определяете первый звук в этом слове, а в ячейки записываем букву, обозначающую этот звук. Зная правильный ответ, поднимаем руку.  Записываем букву в каждую ячейку. А у доски нам будет помогать ... Готовы?

Н – нора
О – Озеро
С – Стул
О – Обувь
Р – Рысь
О – Осень
Г - Гусь
Давайте прочитаем, какое слово получилось: Носорог

Воспитатель: Правильно, это слово НОСОРОГ (воспитатель достает карточку НОСОРОГ). Давайте эту игрушку тоже посадим в воздушный шар. Скажите ребята, а сколько букв в этом слове? (7).
 Как мы можем определить сколько слогов в этом слове. (прохлопать в ладоши)

Ответы детей.

Воспитатель: а ещё мы знаем с вами правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.
Поможет нам в этом Маша (вызываем ребенка к доске). Сколько слогов в этом слове? (3). Давайте разделим это слово на слоги и поставим ударение.  (Позвать слово)

Воспитатель: а сейчас мы отправляемся дальше.
Первый паровозик Сафитдинова Ксюша. Ведь в ее имени и фамилии тоже встречается звук С. (Пока дети играют подготовить картинки)
(Звучит музыка «Паравозик Чух Чух. Остановка ПОМЕСТАМШАГАЛКИНО»). Проходим и садимся за столы.
Улица «Слово»
Воспитатель: Ребята посмотрите, на этой улице стоят домики. Но пока они пустые. Давайте поможем жильцам заселиться в эти дома. 
В этих домах живут слова, в которых есть звук «С». Давайте дадим ему характеристику. Согласный, твердый, глухой.  По этим схемам на домиках, мы с вами можем понять какие слова в каком домике живут.  (Звук С в начале, в середине, в конце слова)
СОБАКА, СЛОН, СОРОКА
ЛИСА, АИСТ, ОСА
КАКТУС, КАКОС, АНАНАС
Дети подходят по очереди берут карточку. Определяют место звука в слове и прикрепляют к нужному домику.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы справились с этим заданием.
Наш паровозик нас ждет. И первым паровозиком будет Сивкова Ксюша.  Поедем на наш коврик.
(Звучит музыка «Паравозик Чух Чух. Остановка Танцевалкино»).  Проходим к телевизору.
 Улица «Предложения».
Воспитатель: Мы с вами попали на улицу «ПРЕДЛОЖЕНИЙ»                
Нам нужно придумать предложение по схеме.

Воспитатель: Сколько слов в предложении? (4) С какой Буквы начинается предложение (с большой буквы).
Ответы детей.

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?  (точка, значит предложение закончилось).

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы путешествуем со звуком С. Поэтому Сережа будет встречать зверей в названии которых есть этот звук. Звук С может быть твердым С. Произнесем его вместе.

Воспитатель: а каким еще может быть этот звук? (мягким)

Ответы детей.

Воспитатель: давайте произнесем его вместе.

Дети составляют предложения. (Пример)

(4 СЛОВА) Сережа встретил серую сову.
(Дети составляют предложения по схеме с помощью воспитателя).

 Рефлексия. Подведение итогов.

Воспитатель: Молодцы.  Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по городу БУКВАЛЭНД.  Вам понравилось наше путешествие? А какое задание вам понравилось больше всего? Что вам показалось трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И буква "ЭС" приготовила для вас подарки.
Это медальки. Но не простые, а это медальки – буквы. Каждый получит букву с которой начинается его имя.



Слайды для занятия «Путешествие в страну Буквалэнд».

Город БУКВАЛЭНД. (1 слайд)


Отличие букв от звуков. (2 слайд)





Составление рассказа по картине. (6 слайд)







Фотоотчёт с занятия «Путешествие в страну Буквалэнд».













Комментариев нет:

Отправить комментарий