Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119
620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, д.19,
e-mail:
madou-119@mail.ru; тел. 8 (343) 223-33-2
Конспект
НОД по развитию речи (обучение грамоте).
Тема:
«Путешествие в страну Буквалэнд».
(подготовительная
группа)
Подготовила
воспитатель:
1
квалификационной категории
Колодникова
Нинель Александровна
Екатеринбург, 2019
Конспект НОД по
развитию речи (обучение грамоте).
Тема: «Путешествие
в страну Буквалэнд» (подготовительная группа).
Цель: Обобщить
представления детей о гласных и согласных звуках. Закрепить умение проводить
звуковой анализ слова; делить слова на
слоги, определять количество слогов и место ударения в слове; составлять предложение
по схеме.
Задачи:
Обучающая
задача:
В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные
и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить
слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
Развивающая задача: Развивать
связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать
на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно
делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать
внимание, мышление, память.
Воспитательная
задача:
Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка
самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе,
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:
Демонстрационный
материал:
• Картинки: сова, лиса, собака, ананас,
аист ;
• Мультимедийная система;
• 2 мольберта;
• Мультимедийная презентация;
Раздаточный
материал:
• Карандаш простой;
• Цветные карандаши;
• Индивидуальные схемы.
Место проведения: группа.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте
ребята. Сегодня у нас занятие по развитию речи. И чтобы вспомнить, что на
занятиях мы отвечаем полными, красивыми ответами послушайте стихотворение.
Говорим
всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим
Потому, что не спешим.
Воспитатель: а сейчас пусть
ваши язычки немножко поработают.
У нас во рту живёт язык,
К словам знакомым он привык.
Легко сказать, ему: вода,
Утёнок, небо, нет и да.
Но пусть он скажет: черепаха.
Не задрожит ли он от страха?
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Пусть повторит
за мной язык
Такое слово: боровик.
Дети: Боровик.
Воспитатель: А теперь наш
язычок
Скажет: чики-чики-чок.
Дети: Чики-чики-чок.
Воспитатель: Скажем вместе:
са-са-са,
К нам летит сюда оса.
Дети: са-са-са, к
нам летит сюда оса.
Воспитатель: Молодцы,
ребята. Ваши язычки дружно поработали.
А
теперь ребята, послушайте скороговорку и скажите какой звук встречается в ней
чаще всего?
Ест кискa суп из
миски.
Сытa кискa,
пустa мискa.
Ответы
детей.
Воспитатель: Правильно.
Звук «С». Он обозначается буквой «ЭС» (показать картинку с буквой «С»).
Давайте
дадим звуку «С» характеристику. Какой он?
Ответы
детей.
· Ребята,
звук «С»
приглашает нас на прогулку по его городу.
Но этот город
необычный, вы не найдёте его на карте. – Согласны? (ответы детей)
· В
этот город мы поедем с вами на паровозике. Я буду первым вагончиком, а вы
вставайте за мной. Приготовились? Итак,
мы отправляемся с вами в город Буквалэнд.
(Под музыку
«Паровоз Букашка» проходим к телевизору на коврик)
Воспитатель: мы прибыли в город
БУКВАЛЭНД. (1 слайд)
Воспитатель: Как вы думает, кто жители этого города?
Ответы
детей.
Воспитатель: Но попасть в этот город можно, только вспомнив, чем же отличаются буквы от
звуков. Давайте вспомним все вместе: (2 слайд)
Воспитатель: Правильно. Молодцы ребята!
Ребята, в этом городе есть улицы.
На одной из них мы и находимся. Это улица Звуков. (слайд 3)
Игра «Воздушные шары». (На столике перед мольбертом разложены
картинки с изображением: СОВА, ЛИСА, СОБАКА, АНАНАС, АИСТ. На мольберте воздушные шары со звуковыми
схемами).
Воспитатель: Посмотрите, как будто кто-то рассыпал
по всей улице игрушки. На мольберте вы видите воздушные шары. Наверное, игрушки
попали сюда на этих воздушных шарах. Найдём для каждой игрушки воздушный шар,
на котором она спустилась.
·
Для
начала нам нужно вспомнить какие бывают звуки и как они обозначаются. (Звуки
бывают Гласные и Согласные).
Ответы
детей.
Воспитатель: а что мы обозначаем красными, синими, зелеными цветом? (Показывать
карточки)
Ответы
детей.
Воспитатель: Всё верно, молодцы. Ну что же, давайте
найдем каждой игрушке её воздушный шар.
(Вызвать 5 детей)
Воспитатель: выберите себе понравившуюся игрушку, тихо произнесите её
название, определите порядок звуков и их количество в этом слове. Найдите воздушный
шар с соответствующей звуковой схемой и прикрепите игрушку к карзине Воздушного
шара. (Можно работать в паре)
Воспитатель:
Замечательно.
Ребята давайте проверим все ли игрушки на своих местах. Если всё верно –
похлопайте в ладоши. Если увидели ошибку – потопайте ногами. (Если есть ошибки,
разобрать всем вместе).
Воспитатель:
Ребята
какой согласный звук встречается во всех этих словах. (Во всех названиях есть
звук «С»).
Ответы
детей.
Воспитатель:
Молодцы,
вы прекрасно справились с заданиями. А теперь звук «С» предлагает нам
отправиться дальше в путь. Прошу занять места, наш паровозик отправляется на
следующую остановку.
(Звучить
музыка «Паравозик Чух Чух» остановка ПОМЕСТАМШАГАЛКИНО. Садимся за столы)
Воспитатель: Мы с вами прибыли на
следующую остановку «Слышим и пишем».
Один воздушный шар остался у нас пустой
(картинка на доске). Потерялась игрушка. Давайте узнаем, что же это была за
игрушка.
(На мольберте схема. У детей на столах индивидуальные
схемы).
Воспитатель: На ваших столах есть такие схемы. Нам понадобится карандаш. Я
сейчас буду называть слова. Вы внимательно слушаете их, и определяете первый
звук в этом слове, а в ячейки записываем букву, обозначающую этот звук. Зная
правильный ответ, поднимаем руку. Записываем
букву в каждую ячейку. А у доски нам будет помогать ... Готовы?
Н – нора
О – Озеро
С – Стул
О – Обувь
Р – Рысь
О – Осень
Г - Гусь
Давайте прочитаем, какое слово получилось: Носорог
Воспитатель: Правильно, это слово НОСОРОГ (воспитатель достает карточку НОСОРОГ). Давайте эту
игрушку тоже посадим в воздушный шар. Скажите ребята, а сколько букв в этом
слове? (7).
Как мы можем определить сколько слогов в этом
слове. (прохлопать в ладоши)
Ответы
детей.
Воспитатель: а ещё мы знаем с вами правило: Сколько в слове гласных
столько и слогов.
Поможет нам в этом Маша (вызываем
ребенка к доске). Сколько слогов в этом слове? (3).
Давайте разделим это слово на слоги и поставим ударение. (Позвать слово)
Воспитатель: а сейчас мы отправляемся дальше.
Первый паровозик Сафитдинова Ксюша. Ведь в ее имени
и фамилии тоже встречается звук С. (Пока дети играют подготовить картинки)
(Звучит музыка «Паравозик Чух Чух. Остановка
ПОМЕСТАМШАГАЛКИНО»). Проходим и садимся за столы.
Улица
«Слово»
Воспитатель: Ребята посмотрите, на этой улице стоят домики. Но
пока они пустые. Давайте поможем жильцам заселиться в эти дома.
В
этих домах живут слова, в которых есть звук «С». Давайте дадим ему характеристику.
Согласный, твердый, глухой. По этим
схемам на домиках, мы с вами можем понять какие слова в каком домике
живут. (Звук С в начале, в середине, в
конце слова)
СОБАКА, СЛОН, СОРОКА
ЛИСА, АИСТ, ОСА
КАКТУС, КАКОС, АНАНАС
Дети подходят по очереди берут карточку. Определяют
место звука в слове и прикрепляют к нужному домику.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы справились с этим
заданием.
Наш паровозик нас ждет. И первым
паровозиком будет Сивкова Ксюша. Поедем
на наш коврик.
(Звучит музыка «Паравозик Чух Чух. Остановка Танцевалкино»). Проходим к телевизору.
Улица «Предложения».
Воспитатель: Мы с вами попали на улицу
«ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Нам нужно придумать предложение по схеме.
Воспитатель: Сколько слов в предложении? (4) С какой
Буквы начинается предложение (с большой буквы).
Ответы
детей.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
(точка, значит предложение закончилось).
Ответы
детей.
Воспитатель: Сегодня мы путешествуем со звуком С.
Поэтому Сережа будет встречать зверей в названии которых есть этот звук. Звук С
может быть твердым С. Произнесем его вместе.
Воспитатель: а каким еще может быть этот звук?
(мягким)
Ответы
детей.
Воспитатель: давайте произнесем его вместе.
Дети составляют предложения. (Пример)
(4 СЛОВА) Сережа встретил серую сову.
(Дети составляют предложения по схеме с
помощью воспитателя).
Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы. Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше
путешествие по городу БУКВАЛЭНД. Вам
понравилось наше путешествие? А какое задание вам понравилось больше всего? Что
вам показалось трудным?
Ответы
детей.
Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
И буква "ЭС" приготовила для вас подарки.
Фотоотчёт с занятия «Путешествие в страну Буквалэнд».
Комментариев нет:
Отправить комментарий