Проект "Перелётные и зимующие птицы" (старшая группа)



Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №119

620016, г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, д.19,
e-mail: madou-119@mail.ru;  тел. 8 (343) 223-33-20







Проект «Перелётные и зимующие птицы»
(старшая группа)




Подготовила воспитатель:
1 квалификационной категории
Колодникова Нинель Александровна












Екатеринбург, 2018





Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:5-6 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность: Постановка проблемы:
На нашей планете в последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы – педагоги должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т.е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Проведенная предварительно диагностика показала, что дети не знают названия многих птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Поэтому было решено познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, закрепить представления о их жизни в природе.

Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных и зимующих птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам;

Задачи проекта:
·         расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных и зимующих птиц.
·         расширить и закрепить представления о жизни птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов.
·         развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
·         воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
·         активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество, Физическая культура, Социализация.

Ожидаемый результат:
·         У детей сформируются знания о жизни птиц.
·         У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе,
·         Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
·         Пополнение развивающей среды группы материалами и оборудованием по теме проекта.

Этапы проекта
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.
Понедельник - 27 октября
·         Организовать в центре природы выставку на тему" Птицы".
·         Беседа: "Перелётные птицы."
·         Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными). Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
·         Заучивание физминутки "Синица".
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
·         Чтение художественной литературы. Русская народная сказка "Гуси- лебеди".

Вторник - 28 октября
·         Беседа с детьми на тему: "Тучи по небу гуляют- птицы к югу улетают". Рассказать о зависимости между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
·         Рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
·         Дидактическая игра "Игра в загадки». Расширять словарный запас детей.(птицы).
·         Чтение художественной литературы. С. Михалков «Зяблик».
·         Подвижная игра "гуси- лебеди".

Среда - 29 октября
·         Беседа "Зимующие птицы". расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
·         Дидактическая игра "Назови ласково" (упражнение в словообразовании): воробей — воробушек, воробьишко; галка — …, снегирь- …, синица — …
·         Чтение художественной литературы   Д.М. Сибиряк "Серая шейка".
·         Дидактическая игра "Подбери признак": воробей (какой?) — …, голубь (какой?) — …, снегирь (какой?) — …, синица (какая?) — … .
·         Подвижная игра "Собака и воробьи".
·         Отгадывание загадок о зимующих птицах.
·         Раскрашивание раскрасок "Снегири, синицы». Закреплять знания о внешнем виде птиц.
Четверг- 30 октября
·         Беседа "Польза птиц в природе".
·         Физминутка.(хлопать если услышат не птицу)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
  • Дидактическая игра "Скажи наоборот" Учить. употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (Ворона большая, а воробей – какой? (маленький) и т.д.)
·         Познакомить с народными приметами о зимующих птицах.
·         Чтение художественной литературы. Л.Н. Толстой "Птичка"
·         Подвижная игра «перелёт птиц".

Пятница- 31 октября
·         Беседа "Спасём птиц зимой". Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
·         Чтение художественной литературы. М. Горький «Воробьишко».
·         Заучивание стихотворения Зинаиды Александровой "Мы кормушку смастерили".

Взаимодействие с родителями
Оформление ширмы "Зимующие птицы".
Консультация "Покормите птиц зимой"

Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»
Взаимодействие с детьми.
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
·         -у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
·         - созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
·         -у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Взаимодействие с педагогами.
Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».






Понедельник - 27 октября

Беседа: "Перелётные птицы."

Воспитатель: задаёт вопросы:
– Кто живет в воздухе? 

– Чем отличаются птицы от животных? 

– Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв)
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

– Как называют птиц, которые улетают на зиму? (Перелетные) Назовите их. 

– Почему птицы улетают?( Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?(не знаем)
Воспитатель : Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель: показывает изображение птиц и рассказывает о них.

Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Грач — Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Кукушка — размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Скворец певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Это интересно

В каком порядке улетают птицы?

Первыми улетают насекомоядные птицы (Трясогузка). Потом улетают зерноядные - те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Чем отличаются журавли от цапель и аистов?

Журавли в отличии от цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья.

Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.


Заучивание физминутки "Синица".

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)



Вторник - 28 октября

Беседа с детьми на тему: "Тучи по небу гуляют- птицы к югу улетают".

Воспитатель задает вопрос:
 - Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.
 Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?
 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.
 Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.
 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.
 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
 А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).
 Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.
 А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Дидактическая игра "Игра в загадки"



Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец.
(скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)

На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
(грач)

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец)


Подвижная игра "Гуси- лебеди".

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.


Среда - 29 октября

Беседа "Зимующие птицы".

Чтобы наблюдать зимой птиц, надо знать, где их искать. Искать надо там, где есть их зимний корм. Если знать чем зимой кормится та или иная птица, ее легче найти и наблюдать за ней, подмечая много интересного. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему. Зимой такие особенности изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев.
Короткое световое время суток целиком идет на добывание пищи.
Много мелких зимних птиц можно наблюдать даже в городе, в парках и скверах. Самым распространенным является воробей.
Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Без него городской пейзаж как бы подернут налетом унылости. Он всегда и везде на виду, но ни многовековое соседство, ни специальное изучение не дали до сих пор полного представления о его семейном и общественном укладе. Он совершенно не переносит пристального к себе внимания
Смел и бесстрашен воробей при защите дома. Он может дать такой отпор сильному и опасному захватчику чужих гнезд и убийце – стрижу, что тот трусливо удерет от разъяренного хозяина. Смело отбивается от скворца, бывает жестоко бит, но не покоряется крупному и сильному агрессору. Отчаянные драки между самими воробьями не так часты, как у птиц, защищающих гнездовую территорию, и причины их понятны только самим драчунам.
Вороны очень умны. Чтобы в это поверить, надо всего 20 минут понаблюдать за удивительной птицей. Вороны способны изобретать самые настоящие инкубаторы, используя кусочки ткани, проволоки и других материалов. Многие люди считают ворону грязной, помойной птицей, но это не так! У ворон очень высокий интеллект, – они способны осознанно разговаривать с человеком, в отличие от попугаев, которые просто повторяют звуки человеческого голоса. Интересно, что собственные “языки” ворон из разных стран здорово отличаются. 
У европейских народов ворона обычно считается злой черной птицей, но у инков ворона считалась символом солнца. Инки поклонялись вороне и выкладывали силуэт птицы на песке или из камня. 
Свиристель – это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их совсем близко, разрешает полюбоваться собой. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников. Прилетают к нам свиристели из холодных краев, едва ли не из царства вечной мерзлоты, владений Снежной Королевы – из Лапландии. Ученые-орнитологи обнаружили это совсем недавно. До середины XX века появление этих птиц считалось дурным предзнаменованием. Но теперь-то, увидя крупную птицу с длинным золотым хвостом и алым хохолком на голове, мы знаем, что ничего плохого встреча с этой птицей не сулит. Просто наступила осень.
Синица.
В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них — большая синица обитает преимущественно в лиственных лесах, садах, парках, рощах. Там же живет и другая синица — лазоревка. Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску. У синиц различных видов есть много общего. В основном они ведут оседлый образ жизни, лишь частично совершая кочевки на близкие расстояния. Стайки синиц обращают на себя внимание не только в лесу, но и вблизи от человеческого жилья, когда наступившая зима заставляет их искать корм повсюду. Сильным конусовидным сплюснутым с боков клювом они проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда яйца, личинки, куколок и взрослых насекомых, большинство которых относится к вредителям лесов, садов, парков. Клювом синицы легко вытаскивают также семена из-под чешуек хвойных деревьев и расклевывают различные плоды.
Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов и клевать между оконными рамами хранящиеся там продукты: масло, сало, творог. Всюду, где есть кормовые столики и кормушки, синицы посещают их. В лесу стайки синиц всю зиму кочуют совместно с корольками, пищухами, поползнями, сопровождая дятлов. Обладая сильными, толстыми ногами с крепкими пальцами и загнутыми когтями, синицы ловко прицепляются к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследуют все щели в коре, углубления в пазухах листьев и другие самые скрытые убежища, извлекая из них оцепенелых от холода насекомых. Такая деятельность синиц особенно полезна потому, что они уничтожают вредителей не только летом, но и зимой, когда большинство насекомоядных птиц улетают в теплые края. Кроме того, синицы добывают насекомых из таких укрытий, которые недоступны для других более крупных, чем они, птиц (например, дятлов). Синицы очень прожорливы, поедая за сутки столько пищи, сколько весят сами. Осенью и зимой синицы некоторых видов заготавливают корм про запас, пряча насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками.
Клесты ведут свой род из снегирей. Тело у них плотное, большеголовое, неуклюжее. Клюв сильный, толстый, верхняя створка клюва на узком гребне закруглена, вытянута в виде удлиненного кончика, который загибается вниз крючком. Нижняя створка еще крепче верхней, она загнута дугой вверх и скрещивается сверхней створкой либо справа, либо слева. Эта замечательная отличительная особенность клюва не позволяет спутать птицу ни с одной другой. Клест — птица кочевая. Он никогда не покидает мест своего обитания, лишь перебирается с места на место. Клесты отлично лазают по деревьям. Они спокойно устраиваются в любом положении на шишках и вылущивают из них семена. Летают птицы легко и быстро. Вообще это очень жизнерадостные существ.
Снегирь- одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, величиной значительно крупнее воробья: весит 32—34 г. Окраска оперения самца весьма красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым. Осенние передвижения птиц к югу начинаются в октябре. В начале зимы снегири в массе появляются в центральных областях. В это время их ярко-красные фигуры на фоне ярко-белого, только что выпавшего снега особенно хорошо оживляют пейзаж. Постепенно вся масса снегирей откочевывает далее к югу, и во вторую половину зимы они здесь не бывают видны. Снова появляются лишь перед весной при обратном продвижении к местам гнездовий. Часть снегирей остается зимовать в северных частях ареала. Однако в многоснежные и морозные зимы птицы здесь нередко гибнут. Питаются снегири преимущественно растительной пищей — семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами. Птенцов выкармливают в основном также растительными кормами.
Дятел. Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России, включая смешанные и лиственные леса. Он имеет пеструю окраску, в его оперении наблюдается сочетание белых и черных тонов, у самцов — красный затылок. Дятел — хорошо лазает по деревьям, имея для этого ряд соответствующих приспособлений. Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два — назад. Хвост клиновидной формы с жесткими и упругими перьями, служит опорой при лазании по стволам деревьев. Дятел ловко передвигается короткими скачками вверх и вбок по стволу, перемещаясь по спирали. При этом он все время долбит кору в поисках насекомых, их личинок и куколок. Его клюв, прямой и острый, с силой ударяет по дереву и не только разрушает кору, но и разбивает древесину, делая в ней углубление. Ноздри защищены от древесной пыли щетинками, прикрывающими носовые отверстия. В образовавшиеся в коре щели дятел засовывает длинный гибкий язык, покрытый клейкой слюной, конец которого усажен мелкими зубчиками, направленными назад. Наколов языком насекомое, он втягивает его в рот.
Глухарь. Эта важная промысловая птица вместо с рябчиком и глухарем входит в состав боровой дичи.По размерам она не больше утки (масса тела в пределах 1,5 кг). Самец крупнее самки, имеет оперение черное с металлическим отливом и белыми перевязями на крыльях, над глазами — ярко-красные брови, хвост лировидный с расходящимися крайними перьями в виде двух кос (отсюда другое название птицы — косач). Самка и птенцы рыжевато-серые с темными пятнами — малозаметные среди травы на фоне лесной подстилки. Тетерева предпочитают изреженные леса, редкое мелколесье с ягодниками и сухими участками, пригодными для гнездовий. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период токования. Токуют самцы рано утром и в конце дня, чередуя звуки двух типов: бормотание и чуфырканье. Пение сопровождается особыми телодвижениями (опусканием и подниманием крыльев, распусканием хвоста, надуванием шеи, натопорщиванием оперения) и драками. Токование — период охоты на тетеревов. У них много врагов. Достаточно сказать, что в питании хищных зверей и птиц они занимают второе место после рябчиков среди боровой дичи.

Подвижная игра "Собака и воробьи".
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры:
Скок поскок
Скок поскок
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитируешь движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала
Воробушек распугала.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.


Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)



Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)


Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Сорока)


Днём спит, ночью летает.
(Сова)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)




Четверг- 30 октября

Беседа "Польза птиц в природе".

Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.
Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.
Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.
Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Многолетние наблюдения сделали вывод, что, если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое.
Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.
Значение птиц в природе тайги не менее важно. Незаменимые защитники в этом — дятлы. Деятельность дятлов дает возможность определить, в какой степени заражены короедами деревья, что облегчает уход за лесом и посадками. Поползни и пищухи как бы продолжают работу дятлов: уничтожают вредных насекомых, живущих на ветвях, листьях, в коре.
Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки.
К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения.
Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса. Некоторые из них (сойки, кедровки) делают запасы желудей и кедровых орехов, закапывая их в мох. Иногда эти запасы, не найденные птицами, дают дружные всходы.
И нельзя, конечно, забывать о вещах не столь утилитарных, но не менее важных. Мы наслаждаемся пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой, воспитывая свои эстетические чувства. Поэтому охрана птиц — долг каждого культурного человека.

Народные  приметы о зимующих птицах.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.


Подвижная игра «Перелёт птиц".
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики.
По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури.
Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

Пятница- 31 октября

Беседа "Спасём птиц зимой".
Воспитатель: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретит нас первыми морозами ноябрь.
И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит? (ответы детей).

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
К. Мухаммади

Вы знаете, чем питаются птицы? Наверняка ведь видели и не раз, как они клюют ягоды рябины или плоды шиповника, семена подсолнечника, едят червячков, находя их в земле, ловят налету насекомых, иногда лакомятся яблоками или другими фруктами. Может быть, вы даже сами кормили голубей хлебными крошками. Итак, давайте ещё раз перечислим, чем же питаются птицы. Зернами злаков, семечками, хлебом, червяками, насекомыми, ягодами и другими плодами.. Думаю, что все-таки заметили, что почти ничего из перечисленного нельзя найти зимой. Подсолнечник, злаки, ягоды, плоды- всего этого нет в холодное время года. Насекомые – то же самое. Ни комаров, ни мух. Нет травы, в которой бы прятались букашки. Многие насекомые вообще умирают осенью и зимой исчезают, а те, что остаются, прячутся на зимовку и отыскать их не так- то просто. Червяки? Так ведь до земли, засыпанной снегом и покрытой льдом, нашим пернатым друзьям и вовсе не добраться. Остается хлеб. Однако это же не природный продукт как таковой. Он не растет в лесу на елке или на сосне. Его умеет делать только человек и только у человека он есть. Вот и получается, что зимой птицам остается только искать насекомых под корой деревьев, шелушить шишки да кое- как перебиваться мерзлыми ягодами рябины, если они к тому времени еще остаются. Оставшимся зимовать птицам приходится очень тяжело. И в результате они гибнут целыми стаями. Но вы можете им помочь, это совсем не сложно. Достаточно просто подкармливать наших пернатых друзей. Кормушка, куда вы каждый день будете насыпать зерна или крупу, оставлять кусочки хлеба, спасет жизни многих птиц. К тому же, вы будете навещать свою кормушку постоянно, тогда пернатые очень скоро привыкнут к вам. Птицы чувствуют отношение людей к ним. Эти создания очень доверчивы и умеют быть благодарными. Довольно скоро они уже будут брать корм прямо из рук. А с многими из них вы сможете подружиться. Но и это ещё не все. Главная награда за ваш труд и заботу будет ждать весной, когда улицы нашего города огласит веселый щебет и радостное пение. Когда на ветвях деревьев появятся гнезда, а в них запищат птенцы. Ведь что такое небо без птиц? Каким бы красивым оно ни было, без воробьёв и галок, ворон и трясогузок, без голубей оно неживое.
        Сейчас, когда на улице так холодно, корм особенно важен для них. Так давайте поможем нашим птицам перезимовать.

Заучивание стихотворения Зинаиды Александровой "Мы кормушку смастерили".

Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог 
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье 
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

Викторина "Кто больше знает о птицах?"

Упражнение "Правда-неправда"
·         Правда ли, что голубь почтовая птица? (Да)
·         Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
·         Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
·         Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
·         Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
·         Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
·         Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
·         Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
·         Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
·         Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)
·         Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
·         Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
·         Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)

Упражнение "Отгадай и присядь"

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение "Скажи одним словом"

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).

Упражнение "Продолжи предложение, найди причину"

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он достает жучков и насекомых из-под коры).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается). и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).












 Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.
Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.
В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.
Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?
1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)
Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)
2.Чем отличаются повадки разных птиц:

как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке.

·         ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
·         как летают и как ходят птицы
·         близко ли они подходят к людям,
·         живут поодиночке или в стайках,
·         какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
·         в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
·         в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
·         какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
·         какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
·         почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.
Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.
Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.
Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.
Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.
Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.







Консультация для родителей. Покормите птиц зимой.


Наступила зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но  ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!
         Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из-под сока, пластиковые бутылки и т.п.
Напоминаем простые правила, о которых не стоит забывать
    У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём.
    Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
Корм для разных птиц
         Для свиристелей и снегирей подходит кормушка - сетка (её можно сделать из старой сетки). В неё помещают заготовленные на зиму плоды рябины.
         Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жареными), кусочками несолёного мяса и сала. Можно повесить за окном в сетке кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (чёрного ржаного давать нельзя). Поползни едят всё то, что и синицы.
         Рады полакомится хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше  использовать измельчённый черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Голубей лучше кормить в парке или во дворе. Иначе они вытеснят остальных птиц. Более осторожные птицы просто не будут появляться возле кормушки.
         Кормушку нужно повесить так, чтобы ребёнок хорошо видел её из окна. Если ежедневно в одно и то же время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени. Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.
         Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.



ОТ НАС С ВАМИ ЗАВИСИТ: НАСЛАЖДАТЬСЯ ЛИ НАМ ПЕНИЕМ ПТИЦ ИЛИ ЖЕ "ОБХОДИТЬСЯ" ГУЛОМ И ГРОХОТОМ АВТОМАШИН!




Комментариев нет:

Отправить комментарий